Факты

119 лет на страже здоровья: с чего начиналась и к чему пришла московская скорая

Работники скорой помощи отмечают профессиональный праздник 28 апреля. Эта служба начала работать в Москве 119 лет назад. Сегодня столичная скорая — крупнейшая в Восточной Европе: ее бригады совершают до 12 тысяч выездов день…

Приемные в полицейских участках и первые кареты скорой

В XIX веке пострадавших в результате несчастных случаев обычно подбирали полицейские и пожарные, иногда — извозчики. Больных привозили в приемные покои при полицейских домах. Ни о каком медосмотре на месте происшествия речи не шло; более того, люди с тяжелыми травмами часто ждали помощи в течение нескольких часов.

Кареты скорой помощи вышли на улицы Москвы только в 1898-м. 28 апреля по приказу обер-полицмейстера Д.Ф. Трепова при Сущевском и Сретенском полицейских участках открылись две первые станции скорой помощи. Впервые для медиков выделили отдельные помещения, где врачи дежурили круглосуточно. Они оказывали помощь пострадавшим при несчастных случаях, а также пьяным, которых находили в бессознательном состоянии на улице. На каждой станции было по одной карете с медикаментами, инструментами и перевязочным материалом. На вызов выезжали врач, фельдшер и санитар.

Спустя год заработали еще три станции — при Лефортовском, Таганском и Якиманском полицейских участках. В 1900 году при Пречистенском пожарном депо запустили шестую. Седьмая станция, Пресненская, открылась в 1902-м.

Конструкцию городской кареты скорой помощи в 1912 году разработал доктор В.П. Поморцов. Она могла быть и скорой, и передвижным лазаретом в военных условиях. Так началось создание отечественного санитарного транспорта.



От первой станции к сети

В 1919 году коллегия врачебно-санитарного отдела Московского совета рабочих депутатов постановила: «Организовать в Москве Станцию скорой помощи. В первую очередь организовать помощь при несчастных случаях на фабриках и заводах, а затем на улицах города и в общественных местах. Для чего должен быть приглашен заведующий Станцией, коему и поручается организация Скорой медицинской помощи, для обслуживания Станции – 15 врачей, из коих должны быть хирурги, терапевты и хирурги-гинекологи, затем санитары и прочий персонал». В.П. Поморцов стал заведующим. В 1920-м его сменил Г.М. Герштейн — врач Шереметевской больницы, где станция была на правах отделения. В 1923 году службу возглавил А.С. Пучков, чье имя станция носит по сей день.

Москва росла, и стало ясно, что станции нужны в разных районах города. Сейчас столичная служба скорой помощи — крупнейшая в Восточной Европе. Она объединяет в одно целое 56 подстанций и без малого десятитысячный коллектив сотрудников.

Восемь минут в пути

За день Станция скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова принимает 16 тысяч обращений, ее бригады выполняют 12 тысяч выездов. Каждый специалист Единого городского диспетчерского центра, куда горожане звонят по телефону 103, в сутки принимает около 350 обращений.



Несмотря на большое количество вызовов, бригады стали приезжать к пациентам быстрее. В прошлом году среднее время прибытия на общие вызовы (связанные с угрозой здоровью) составляло 13,1 минуты. А в ситуациях, когда речь шла о спасении жизни человека (например, при инфарктах, инсультах и так далее), машина оказывалась на месте в среднем за 11 минут. На ДТП бригады приезжали в среднем за восемь минут — этот показатель выше, чем в Лондоне, Берлине и Торонто.

Во многом этому способствует обновленный автопарк — самый крупный и современный среди подобных организаций в стране. С момента создания в 1919 году он вырос до 3400 единиц, количество сотрудников — до 6500.



В экстренных случаях пациентов доставляют в больницу по воздуху. На вызовы отправляют три санитарных вертолета легкого класса. Среднее время в пути с момента получения команды на вылет – 11–15 минут. А чтобы доставить пострадавших с места происшествия до больницы, медикам нужно около семи минут. Вертолеты прилетают не только на ДТП, но и для того, чтобы помочь пациентам с инсультами, инфарктами, кровотечениями. В них есть аппарат искусственной вентиляции легких, дефибриллятор, инкубатор для транспортировки новорожденных, спинальный щит, кислородные баллоны и другое оборудование.



Замечательные новые машины. Безопасные, с двумя двигателями. Можно не бояться каких-то аварийных ситуаций. Оснащены самым необходимым оборудованием. Думаю, оснащение одно из самых лучших в мире. Это, по сути дела, реанимация на вертолете, которая может оказать все необходимые медицинские услуги пострадавшим


Сергей Собянин, Мэр Москвы



Больше тысячи бригад

Скорая помощь в Москве выезжает не только на дом, в офисы или общественные места, но и в стационары. Детская кардиологическая бригада выезжает, например, в родильные дома, когда есть подозрение на порок сердца у новорожденного. Также есть неонатологическая, нейрохирургическая, сосудистая, офтальмологическая бригады. Всего на станции 898 бригад общего профиля, 21 – реанимации, 61 педиатрическая, 20 психотерапевтических и 18 консультативных бригад.

Своим опытом московские специалисты делятся с коллегами в регионах и за рубежом. Например, в Кировской области уже установили информационную систему, разработанную на Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова. В 2016–2017 годах на станции побывали делегации из Калужской области, Краснодарского и Хабаровского краев, Республики Саха. Соглашение о сотрудничестве с московскими медиками готовятся подписать их коллеги из Крыма. А недавно здесь принимали гостей из Ирана, которые оценили новые технологии столичных врачей. Это, например, планшеты, которые выдали каждой бригаде. Они позволяют сотрудникам скорой получить доступ к информации в электронных картах больных. Уже в пути врачи узнают, какими аллергическими, хроническими или другими заболеваниями страдает пациент.