103
Бесплатно с мобильного
112

Они были первыми

/ Новости
Они были первыми

Подстанции скорой медицинской помощи – основные структурные подразделения, выполняющие ответственную работу, по которой население города Москвы судит о нашей Станции. А как это начиналось? 

В конце 20-х годов прошлого столетия для руководства Станции стало очевидным, что бригады СМП не могут достаточно быстро прибывать на место несчастного случая, поскольку машины выезжали из одного пункта – Института скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, где размещалась Центральная подстанция. Размещение части машин на периферии города позволило бы решить эту проблему. Но как это организовать? В Мосгорздраве предлагали создать самостоятельные станции скорой помощи, которые обслуживали бы строго определенные районы города. Начальник Станции Александр Сергеевич Пучков предлагал принимать вызовы на Центральной подстанции, а дальше передавать их для исполнения на периферийные стоянки машин, то есть организовать своего рода подстанции скорой помощи.

После длительных дискуссий победила точка зрения Александра Сергеевича Пучкова. В результате, на территории 1-й Градской больницы имени   Н.И. Пирогова 1 ноября 1930 года открылась 1-я подстанция скорой медицинской помощи. Место для нее было выбрано, во-первых, вследствие отдаленности этого района от Центральной подстанции, во-вторых, благодаря наличию здесь большого коечного фонда. Непосредственная близость 1-й Градской, 2-й Градской, 4-й Советской и 5-й Советской (так они тогда назывались) позволяла везти больных и пострадавших «на себя».     Помещение для подстанции, перестроенное первоначально из бывшего каретного сарая, состояло из комнат для дежурных врачей, медицинских братьев и водителей, кухни для подогрева и приема пищи и кладовой-склада в полуподвале, а также гаража с двумя боксами на 6 машин. Первые же дни работы подстанции, вызовы для которой принимались Центральной подстанцией и по телефону передавались для исполнения, показали эффективность вновь созданного подразделения. Резко увеличился оборот машин. Автомобили скорой помощи появлялись на месте происшествия через 5-10 минут после вызова, в то время как раньше на это требовалось 20-30 минут и более. Население города положительно оценивало открытие подстанции, им было неважно, откуда выходила машина, главное, чтобы она прибывала быстро.

С использованием опыта работы 1-й подстанции, в ноябре 1933 года были организованы 2-я (на территории Боткинской больницы) и 3-я (в Жевлюковом переулке, позже переведена на территорию Таганской больницы) подстанции скорой медицинской помощи. Открытие подстанций на базе больниц имело свои положительные стороны: проще решались вопросы технического обслуживания помещений, стерилизации перевязочного материала, организации питания работников, подстанции избавлялись от амбулаторных больных («самотек»). С другой стороны, указанные подстанции размещались, как правило, в приспособленных условиях, не всегда комфортных. Поэтому для 4-й подстанции скорой помощи, открытой в декабре 1936 года, по специальному проекту было выстроено здание на Брянской улице, недалеко от Киевского вокзала. В декабре 1939 года в районе Ростокинской больницы открылась 5-я подстанция, а в сентябре 1940 года – 6-я (в районе Благушинской больницы). Штат каждой подстанции состоял из заведующего (врача), выездных врачей и фельдшеров, помощника по хозяйственной части (старшего фельдшера), санитарок, сторожей-дворников. Увеличение числа подстанций, радиус действия которых составлял, как правило, 3 км, способствовало улучшению показателей работы Московской Станции скорой помощи.

В военное время подстанции по понятным причинам не открывались. Дальнейшее их развитие было продолжено в конце 50-х годов прошлого столетия. Сегодня их уже 60(!), так диктует время. Хотя это уже другая история. Но мы будем помнить о тех, кто были первыми.

 

Публикация подготовлена по материалам

Сборника научных трудов А.С. Пучкова

к 130-летию со дня рождения, Москва, 2016 г.


В военное время подстанции по понятным причинам не открывались. Дальнейшее их развитие было продолжено в конце 50-х годов прошлого столетия. Сегодня их уже 60(!), так диктует время. Хотя это уже другая история. Но мы будем помнить о тех, кто были первыми.

Возврат к списку