Н.Ф.ПЛАВУНОВ О КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ МОСКОВСКОЙ СКОРОЙ ПОМОЩИ

5 ключевых событий столичной системы скорой и неотложной помощи


Основные события года называет главный врач станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А. С. Пучкова Департамента здравоохранения города Москвы, главный внештатный специалист по скорой, неотложной медицинской помощи и медицине катастроф Департамента здравоохранения г. Москвы доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации Николай Филиппович Плавунов.

Событие №1: перевод бригад неотложной помощи в штат станции скорой медицинской помощи

С 4 октября все бригады неотложной помощи, которые до этого работали в городских поликлиниках, перешли в наше подчинение. Теперь все врачи неотложки официально являются нашими штатными сотрудниками. В наш коллектив пришли более 600 врачей и 100 средних медицинских работников. Этот переход был подготовлен поэтапно. Раньше в городе в каждой поликлинике была своя служба неотложной медицинской помощи, со своими бригадами и десятизначным телефонным номером. Первым шагом в реформировании было создание в каждом округе единого колл-центра для оказания неотложной помощи взрослым и детям: он работал по единому телефонному номеру. Следующий шаг – создание единого городского колл-центра на базе станции скорой помощи. Наконец, бригады неотложной медицинской помощи были переведены в ведение нашей Станции. Теперь работа всех бригад неотложной медицинской помощи оценивается по целому ряду объективных критериев: время выезда к пациенту, время доезда до места назначения, контроль качества оказания медицинской помощи и т. д. Раньше мониторингом всех этих показателей занималась каждая окружная служба в отдельности. В новом формате оценка работы службы неотложной помощи производится по единым критериям, а значит, значительно проще добиваться требуемого стандарта качества работы бригад. Расположение бригад неотложной медицинской помощи сохранено на прежних местах в городских поликлиниках по принципу постов, аналогично бригадам скорой медицинской помощи. Чтобы системой неотложной помощи было легче управлять, в оперативном отделе мы организовали отдельный пост, где работают 11 диспетчеров. Именно на них переключаются вызовы, которые после первичной сортировки требуют неотложной помощи. Отделения неотложной помощи (всего их 10) работают по принципу подстанции: небольшой штат администрации и бригады неотложной помощи для детей и взрослых. Чтобы сохранить преемственность, все бригады остались работать на своих прежних адресах; в районах, которые уже им хорошо известны. Что касается неотложной психиатрической помощи, то эта служба не находится в ведомстве нашей организации, однако вызвать бригаду также можно и по единому номеру 103, сотрудники нашего колл-центра переключат звонок на специализированный психиатрический пост. Скоро аналогичная система будет организована и в отношении неотложной наркологической помощи. В этом году мы планируем завершить адаптацию службы неотложной медицинской помощи к произошедшим изменениям. Думаю, в первом полугодии 2018 года можно будет сказать, что переход произошел и адаптация сотрудников прошла успешно. К счастью, врачи понимают целесообразность перемен, поэтому достаточно легко к ним адаптируются.

Событие № 2: организация единого городского диспетчерского центра

С 1 февраля 2017 года все телефонные звонки по вопросам скорой и неотложной помощи в Москве поступают в Единый городской диспетчерский центр по единому номеру 103. Для того чтобы центр начал работу, мы практически полностью переформатировали работу оперативного от дела станции скорой помощи. Произвели ремонт двух диспетчерских залов, заменили коммуникационное оборудование, переоснастили все рабочие места (всего в оперативном отделе 168 унифицированных рабочих мест для диспетчеров и врачей). При этом штат диспетчеров тоже пришлось несколько расширить. Сейчас в колл-центре принимается в среднем 15-16 тысяч вызовов в сутки. Каждый вызов проходит первичную сортировку, и под каждый вызов создается электронная карта. Одни вызовы, когда есть угроза жизни или здоровью, классифицируются как скоропомощные, и тогда бригады скорой помощи незамедлительно отправляются по указанному адресу; другие – переадресовываются бригадам неотложной помощи; в части случаев звонки требуют не выезда бригады, а дистанционной медицинской консультации врача-специалиста. При необходимости абонент может быть переведен на оператора ЕМИАС для записи к врачу в поликлинику. Сортировка вызовов производится в автоматизированном режиме. Беседа с человеком, обратившимся за помощью, подчинена строгому алгоритму. Это позволяет быстро определить характер обращения и безошибочно выбрать форму реагирования. Строго регламентирована работа диспетчеров. Колл-центр работает так, что звонки поступают только на свободного диспетчера. Автоматизированная система фиксирует все действия каждого диспетчера: время начала его работы, перерывы для отдыха и т. д. Благодаря этому время ожидания ответа оператора скорой помощи составляет максимум 5 секунд. Также система снабжает его подсказками относительно регламента беседы: на дисплее высвечивается перечень вопросов, позволяющий минимизировать время приема вызова. Скажем, если речь идет о жизнеугрожающем поводе, оператор очень быстро выясняет это, и затем его будет интересовать только точный адрес нахождения пострадавшего. А в среднем время приема вызова составляет 1,5 минуты.

Событие № 3: интеграция с ЕМИАС

До 2017 года Комплексная автоматизированная система управления станции скорой помощи работала без информационной связи с медицинской базой данных городских поликлиник. Наши сотрудники не имели дополнительной информации о пациенте, к которому следуют на вызов, кроме тех данных, которые сообщит гражданин, совершивший вызов. Теперь наши работники имеют доступ к электронным амбулаторным картам пациентов городских поликлиник. Для нас открыта вся информация о пациенте, занесенная в общую базу данных (перенесенные операции, хронические заболевания, назначенное лечение и т. д.). Значит, мы можем уже на этапе следования к пациенту понять особенности состояния здоровья и предварительно определить причины его ухудшения. Бригада выезжает к пациенту более подготовленной к оказанию медицинской помощи, особенно это актуально для пациентов старшего возраста, страдающих хроническими заболеваниями.

Событие №4: решение сделать ежегодной церемонию посвящения в профессию молодых специалистов скорой помощи

В 2016 году церемония посвящения в профессию врачей скорой помощи была пилотным проектом, а в 2017 году мы решили сделать это мероприятие ежегодным. По мнению сотрудников, это добрая и важная традиция для всех. В церемонии 2017 года приняли участие врачи, фельдшеры, медсестры и медбратья – всего 291 человек. Молодых специалистов приветствовали почетные гости. Для нас подготовка кадров – приоритетная задача. Мы поддерживаем тесный контакт со всеми медицинскими колледжами Москвы. Больше 20 сотрудников скорой помощи активно преподают в колледжах. На церемонии посвящения в профессию, прошедшую 19 декабря 2017 г., 10 из них были отмечены почетными грамотами руководителя ДЗМ за активную преподавательскую деятельность, которые им вручил министр Правительства Москвы, руководитель ДЗМ А. И. Хрипун. К счастью, интерес к работе на скорой помощи не ослабевает: ежегодно к нам приходят около 300 новых сотрудников-врачей, фельдшеров и медицинских сестер. Еще более ценно то, что почти всегда это осознанный выбор молодых специалистов. В первые 3 года после начала работы уходят из скорой не более 1,5-2% молодых сотрудников. Следовательно, к нам на работу приходят всесторонне подготовленные люди, которые с первого курса присматривались к профессии и в конце концов приняли взвешенное решение. Уверен, в этом есть заслуга нашей службы. Мы с первого курса знакомим студентов с нашей работой, устраиваем выезды, читаем лекции. Часто студенты после получения диплома приходят работать на те же подстанции, где проходили практику. Также мы активно взаимодействуем с медицинскими вузами г. Москвы по подготовке и привлечению на Станцию врачей СМП, анестезиологов-реаниматологов, педиатров, кардиологов и др. Работа на скорой помощи обычно привязывает накрепко. Многие врачи работают на станции скорой помощи более 30-40 лет. Среди них многие являются продолжателями врачебных династий. Думаю, здесь велика роль семейного воспитания и общения. Профессия врача или фельдшера скорой помощи требует особого уровня квалификации: они работают со всеми группами населения: и с детьми, и со взрослыми. То есть они обязаны разбираться в возрастных особенностях патологии. Кроме того, обязательное качество для работника скорой помощи – умение работать без ассистентов: в стационаре работает средний персонал, а на скорой помощи вы сами себе ассистент и обязаны уметь выполнять все манипуляции. Еще одно базовое требование для работника скорой помощи – умение быстро выполнять все действия, быстро ориентироваться в ситуации и принимать решения в любых условиях: квартира, улица, общественное место и др. Хотя сотрудник скорой помощи должен уметь самостоятельно действовать и принимать решения, это не значит, что он на выезде находится один на один с ситуацией. Он всегда может в онлайн-режиме проконсультироваться с ответственным старшим врачом смены, то есть провести дистанционный консилиум. Если есть сомнения относительно данных электрокардиограммы, она направляется на круглосуточный кардиологический пульт, где кардиограмма будет расшифрована при помощи специальной программы под контролем врача-кардиолога. После этого результат расшифровки будет в течение года храниться в нашем архиве. Также на станции круглосуточно работают дежурные старшие врачи – педиатр, акушер-гинеколог и психиатр. Наконец, скажу еще о двух личных качествах любого сотрудника, который работает на этапе медицинской помощи первого контакта – это хладнокровие и умение действовать в ситуации полной неопределенности. К тому же врач постоянно чувствует на себе взгляды очевидцев, ощущает тревожный эмоциональный фон. В этих условиях важно сохранять самообладание и уметь общаться с родственниками больного четко, ясно и уважительно. В настоящий момент государственный профстандарт врача и фельдшера скорой помощи находится на стадии утверждения. Тем не менее, когда мы посвящаем наших новых сотрудников в профессию врача скорой помощи, мы понимаем, чего от них ждем: широкого спектра знаний, профессионального владения всеми навыками, умения работать в любых обстоятельствах и оставаться одновременно человечным и хладнокровным.

Событие №5: подготовка к предстоящему чемпионату мира по футболу

Как и для всей России, у нас это знаковое событие, ведь на долю нашей службы приходится самая высокая нагрузка и степень участия. Каждый матч, каждая тренировка команд и целый ряд других мероприятий предусматривают участие дежурных бригад скорой помощи. В прошлом году наша служба успешно «потренировалась» на Кубке конфедерации. Чемпионат 2018 года – гораздо более серьезная задача. Москва будет центром мероприятия: 2 стадиона, 12 матчей, 48 тренировок, 10 гостиниц и т. д. Нам предстоит несколько недель работы в усиленном режиме. Любое массовое мероприятие городского масштаба, будь то спортивное состязание, крупный концерт или крещенские купания, сопровождается дежурством скорой помощи. Однако в случае с чемпионатом мира по футболу в силу вступают международные медицинские регламенты: мы просто обязаны со своей стороны обеспечить поддержку и быть готовыми оказать квалифицированную и специализированную медицинскую помощь. Естественно, дежурство наших бригад на чемпионате мира никак не должно сказаться на повседневной нагрузке службы. Мы планируем сформировать дополнительные бригады из наших резервов. Так что на время проведения матчей жители и гости столицы не должны почувствовать на себе нашу повышенную нагрузку.

ОРИГИНАЛ ПУБЛИКАЦИИ ЗДЕСЬ

16 Марта 2018

Поделиться:

Возврат к списку